Как Выбрать Автомобильный Багажник
С наступлением весны наш автомобиль довольно часто превращается в подобие грузовика – нужно отвезти рассаду и стройматериалы на дачу, иногда погрузить несколько велосипедов, чтобы покататься на выходных в лесной или парковой зоне. В обыкновенный грузовой отсек все это просто не поместится, поэтому возникает необходимость воспользоваться внешними багажными системами.
Старый привычный багажник похож на металлическую корзину: этот автомобильный аксессуар сейчас можно встретить разве что на морально и физически устаревших автомобилях. Под современным багажником понимается базовая грузовая система. Она состоит из опор, закрепленных по краям крыши и установленных на них поперечных штанг. Это своего рода фундамент, к которому можно крепить различные элементы: крепления для перевозки велосипедов, лыж и сноубордов, байдарок, всевозможные ограничители грузов, а также боксы или грузовые корзины.
Выбрать багажник довольно просто – в любом каталоге фирмы-производителя указаны конкретные модели багажников, подходящие именно вашей марке автомобиля. Существует несколько способов крепления опор к крыше. Самый простой – крепление к водостокам, по которым сверху стекает вода. Они сохранились лишь на устаревших отечественных автомобилях и иномарках. В некоторых автомобилях предусмотрены штатные гнезда – это специальные места для установки опор. Они во многом унифицированы, и почти у каждого крупного производителя найдется багажник для конкретной машины.
Релинги, то есть продольные дуги, часто применяются в минивэнах, универсалах и внедорожниках. Крепление опоры как бы обхватывает дугу, и установка багажника занимает несколько минут. Это не только удобно, но и безопасно для лакокрасочного покрытия, поскольку опоры не касаются непосредственно крыши. Также существует система с Т-образным профилем. Она представляет собой пазы Т-образной формы, в которые заходят «ножки» опор. Этот вид крепления достаточно прост и удобен, но встречается довольно редко.
Самый распространенный вариант, на сегодняшний день, – это крепление на гладкую крышу. В этой багажной системе опоры цепляются крюком-скобой за дверные проемы. Для «трехдверных» автомобилей существуют специальные адапторы, с помощью которых багажник крепится таким образом, что основная нагрузка распределяется на передние опоры, а задние просто опираются на крышу. Чтобы не повредить краску и резиновые уплотнители дверей, они снабжены специальным покрытием. Некоторые производители выпускают багажные системы, которые крепятся к кузову с помощью магнита или вакуумных присосок. Надежность этой системы под большим вопросом , а также, несмотря на специальную обработку, они ощутимо царапают лакокрасочное покрытие крыши и, если неприкрепленный жестко багажник, оторвавшись, угодит в лобовое стекло сзади идущего автомобиля, то последствия будут плачевными.
Другой элемент багажной системы – поперечные штанги – отличаются друг от друга формой и материалами. Самые простые поперечины изготавливаются из стали. Внешне — это простой прямоугольный профиль с черным пластиковым покрытием. Зато эти штанги весьма прочные. Есть и минусы: вес и аэродинамика, которая выражается в некотором шуме на высокой скорости. Более продвинутые штанги сделаны из алюминиевого сплава. Они отличаются аэродинамической формой овального сечения, имеют небольшой вес и довольно прочны за счет сложного внутреннего профиля. Внешне обладают весьма привлекательным дизайном и не выглядят чужеродным элементом даже на дорогих автомобилях. Минус только один – алюминиевые штанги ощутимо дороже стальных.
Существует отдельная группа багажных систем, модели которых крепятся к задней части автомобиля. В основном они предназначены для перевозки велосипедов, но встречаются также крепления для боксов, сумок и грузовых корзин. Такое расположение довольно удобно, но необходимо учитывать то, что увеличатся габариты автомобиля и маневрировать, а также парковаться станет сложнее. Задняя светотехника может перекрываться грузом, поэтому стоит обратить внимание на системы, снабженные дополнительными тормозными и габаритными фонарями. Основной минус этой системы в том, что груз будет пачкаться пылью и грязью, летящими из-под задних колес. Багажники, крепящиеся к задней двери, применяются в основном для перевозки велосипедов. В основном они предназначены для универсалов и хэтчбеков, но есть редкие модели, устанавливаемые на багажник седанов. Все эти багажники монтируются с помощью специальных держателей и ремней, которые цепляются за пазы задней двери (или багажника седана) сверху и снизу. Существуют более крепкие и грузоподъемные устройства, основание которых опирается на фаркоп, а верхняя часть, как и в предыдущем случае, притягивается к задней двери с помощью держателей.
Крупногабаритный груз можно крепить прямо к поперечным штангам. Только не стоит использовать для этого обычную веревку. Лучше воспользоваться специальными крепежными ремнями с самозатягивающейся пряжкой, а на штанги надеть защитные чехлы. Для специфичных грузов выпускаются отдельные удерживающие приспособления, например, фиксаторы для перевозки лестниц или держатели для длинномеров круглого сечения – труб и бревен.
Багажные боксы позволяют защитить груз от дорожной грязи, а заодно от посторонних взглядов. Модели с полированным покрытием выглядят эффектно, но стоят недешево и быстро покрываются царапинами, если только они не покрыты краской «металлик-карбон», которая маскирует мелкие повреждения. Боксы попроще, изготовленные из обычного цветного ABS-пластика с шероховатой поверхностью. Они дольше сохраняют товарный вид, но зато их труднее отмывать от дорожной грязи. У дешевых боксов открытую крышку держат простейшие фиксаторы. Крышка у моделей подороже снабжена газовыми упорами-амортизаторами. Такие упоры удобны, но могут не сработать при сильных морозах. По этой причине некоторые фирмы отдают предпочтение обычным пружинам. Эти боксы снабжены устройством плавного открывания. У более продвинутых конструкций крышка бокса открывается с обоих боков.
Багажные сумки похожи на пластиковые боксы, но сделаны из очень прочной водонепроницаемой ткани. Преимущество этих моделей заключается в их компактности и небольшом весе, поэтому эту сумку, в сложенном состоянии, можно постоянно возить в машине на случай необходимости. Минусы же в том, что они хуже защищают груз от кражи, чем боксы, и у них хуже аэродинамика.
Велосипедные крепления на крышу состоят из двух штанг. Основная продольно фиксируется на багажных поперечинах – она снабжена пазами для крепления колес велосипеда. Вертикальная дополнительная штанга придерживает велосипед за раму. Иногда обходятся без вертикальной штанги. Для этого снимают переднее колесо велосипеда и жестко крепят колесную вилку с помощью специального держателя, но каждый раз снимать-надевать колесо велосипеда не очень-то удобно. Модели же, крепящиеся к задней двери, применяются, когда необходимо перевезти два-три велосипеда и не всегда есть место на крыше.
Крепления для водного снаряжения состоят из тканевых или пластиковых ремней особой формы для фиксации лодок, байдарок и досок для серфинга, а также захватов-держателей для весел и мачт. Для лодок с V-образной формой днища желательно использовать специальные ложементы, которые крепятся к багажным поперечинам. Серфам и лодкам с плоским днищем подойдут мягкие чехлы-накладки на штанги.